1. Главная
  2. Блог
  3. Изменения на рынке общепита в 2023 году

Время чтения - 10 минут

Что эксперты думают об изменениях на рынке общепита
в 2023 году

Делимся мнениями

Время чтения - 10 минут

Введение

В 2023 году рынок общепита столкнулся с новыми вызовами — в частности, с законом о маркировке рекламы, отказом от импортного оборудования, новым регулированием в сфере алкоголя и не только. Как произошедшие изменения повлияли на рынок?

Разбираемся в статье вместе с экспертами — управляющим партнером международной IT-компании OpenService Александром Буравцовым, вице-президентом Федерации Рестораторов и Отельеров России Сергеем Мироновым.

Сергей Миронов,
вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Какие ключевые тенденции наблюдаются
на рынке общепита
в 2023 году?

Последние несколько лет сферу общепита «штормит». Сначала была пандемия коронавируса, потом по рынку ударила геополитическая ситуация. Но новые рестораны продолжают открываться. На начало 2023 года в России работало более 300 тысяч точек, с учетом столовых на предприятиях, в школах и детсадах. Общее число заведений общественного питания — более 430 тысяч. По сравнению с данными за 2022-й год рост составил более 4%.

«Количество посетителей в ресторанах уменьшилось на 4%, но вырос средний чек — на 30%. А также выручка на один ресторан — примерно на 20%. Почему средний чек вырос быстрее, чем выручка? Это значит, что ресторанов стало еще больше. Ежемесячно открывается 3000–3500 новых точек. 50% этих ресторанов открывают действующие рестораторы, 50% — новые. 30% открывается на месте закрытых заведени».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Эксперты Контур.Фокуса — ведущего разработчика программного обеспечения для бизнеса — выяснили, что сейчас на рынке наблюдается тенденция, когда процент открывающихся ресторанов выше, чем закрывающихся заведений. Например, в 2022 году зарегистрировали больше 36 тысяч компаний, а ликвидировали — 32 тысячи. Эта тенденция скорее всего сохранится и в 2023 году. За первые полгода число компаний общепита выросло на 8 тысяч и продолжает увеличиваться.

ГодОрганизаций на начало года
Регистраций на начало года
Ликвидаций за год
2019182 04940 48937 038
2020185 58532 03042 343
2021175 33239 90040 091
2022175 076
36 855
32 122
2023180 136
н/д
н/д

Количество новых ресторанов и кафе в 2023 году приблизилось к допандемийному уровню

Сергей Миронов отмечает, что рестораторы пытаются уйти от дополнительных рисков и полностью перейти на российские продукты и оборудование. Все, кто работает на иностранном оборудовании, находятся под угрозой — в любой момент оборудование может сломаться, а запчасти для ремонта достать не получится.

«Это в том числе вопрос цены — российский товар дешевле. Сейчас многие рестораны борются, чтобы не поднимать цены в меню, потому что такое решение отталкивает потребителя».

Сергей Миронов,
вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России

На данный момент самыми трендовыми направлениями являются рестораны быстрого питания, доставки и dark kitchen — формат без гостевого зала и официантов. По мнению Александра Буравцова, скоро популярность на рынке обретет и cloud kitchen.

«Представим, что у ресторана пловная концепция. Он называется «У Палыча». На кухне есть мощности, которые позволяют готовить больше, чем заказывает клиентопоток. И ресторан создает суббренд — открывает пельменную для работы на доставку. Благодаря этому расширяется аудитория заведения».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Формат Cloud kitchen станет популярным и востребованным в будущем, считает эксперт. На данный момент этот тренд еще недостаточно известен в России.

С какими проблемами столкнулся общепит

Сейчас основные проблемы на рынке — рост цен и нехватка персонала. По данным SuperJob, вакансий стало больше, а число соискателей в сфере общепита сократилось на 7–12%. Одной из главных причин является скачок доллара, из-за которого зарплаты персонала резко снизились. Многие рестораторы вынуждены платить официантам и поварам в разы больше, чтобы обеспечить их выход на работу.

Вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России отметил, что рестораторы столкнулись с небывалым ростом цен.

«Например, за 8 месяцев куриное бедро подорожало на 65%. То есть на 65% нужно повышать стоимость блюда. При этом мы понимаем, что зарплата не повысилась на 65%».

Сергей Миронов,
вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России

По мнению Александра Буравцова, в отрасли есть еще несколько проблем. Первая 一 ведение учета. Вторая 一 удержание аудитории.

«И еще одна проблема — стройка. Строителей стало меньше, а цены растут».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Это значит, что построить или отремонтировать помещение для ресторана становится дороже с каждым годом, и порог входа в нишу увеличивается.

Что изменилось
в потребительском поведении
по сравнению
с предыдущими годами?

Согласно данным Росстата, в октябре 2022 года 48% опрошенных россиян сообщили, что их материальное положение ухудшилось, а еще 43% процента ожидали ухудшения в ближайшие полгода. По данным исследования Retail.ru, в марте 2023 года почти 60% потребителей рассказали о снижении своих доходов. Больше 50% опрошенных стали регулярно экономить на ресторанах и еде вне дома.

«В 2023 году люди перешли на домашнее питание. Сейчас домашняя еда в тренде, также стала популярна доставка полуготовой еды 一 ингредиентов для определенного блюда. В регионах люди стали реже ходить в рестораны. Но в Москве и Петербурге глобально ничего не изменилось».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Из-за роста цен потребители выбирают более демократичные форматы. Буравцов указал на неизбежный рост сетей фастфуда: этот формат выбирают люди, которые не хотят готовить дома или считают, что это будет стоить для них дороже. Помимо фастфуда набирает популярность готовая еда из магазинов — этот формат также оказывает давление на ресторанный рынок.

Как изменились предпочтения потребителей относительно здоровой пищи, веганской
и вегетарианской кухни?

По данным ВЦИОМ доля россиян, следящих за своим рационом, в 2023 году достигла максимального значения — 56%. Больше половины опрошенных следят за своим питанием, 23% — соблюдают диету по рекомендации врача.

В отрасли общепита предпочтения по поводу здоровой пищи практически не изменились. Веганские кафе по прежнему остаются выбором ограниченного круга клиентов и не показывают заметный рост посетителей. Сергей Миронов считает, что открывать такие заведения в России все еще нерентабельно.

«Редко бывает, чтобы в ресторан пришла компания, состоящая из веганов. Скорее всего это один или два человека. Большие компании выбирают обычный ресторан, где веганы, если они есть, заказывают что-то подходящее из обычного меню. Однако тренд на здоровое питание влияет на ассортимент блюд в ресторанах. Многие сети понимают, что люди стараются питаться правильно, и добавляют блюда здорового питания в меню».

Сергей Миронов,
вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России

Как изменения в законодательстве повлияли на общепит в 2023 году?

С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые правила работы с алкогольными напитками. Раньше перед тем, как крепкий алкоголь попадал в бар, с бутылки сканировали код и списывали ее. Важно было сообщить в ЕГАИС о факте вскрытия бутылки 一 неважно, использовали спиртное в коктейлях или подавали по 50 мл.

Сейчас рестораны должны указывать, как они используют алкоголь. Теперь чек придется оформлять на каждый бокал и указывать, сколько мл напитка продали. Если в ресторане подают коктейли, в акт нужно вносить каждую порцию алкоголя, который использовался при приготовлении.

«Государство старается контролировать потребление алкоголя в милилитрах, чтобы уменьшить использование контрафакта».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

С марта 2023 года предприятиям общественного питания при продаже питьевой воды нужно сканировать штрихкод с бутылки. В июне Минпромторг начал такой же эксперимент с соками и газировкой. С 1 сентября маркировка этих напитков стала обязательной и также затронула общепит.

«Также на рестораны в будущем повлияет закон о маркировке рекламы».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Закон вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Теперь все рекламные сообщения нужно маркировать: за нарушение этого правила полагается штраф. Все рестораны и кафе, которые используют рекламу в социальных сетях, должны считаться с новыми требованиями.

Какие IT-решения изменили общепит
за последний год?

По словам Александра Буравцова, на рынке получил масштабный спрос такой инструмент как Goulash.tech. Это единая система для управления доставкой 一 удобно принимать заказы, отслеживать этапы доставки и удаленно управлять бизнесом. Также популярны все решения, которые помогают цифровизации бизнеса: для планирования, аналитики, формирования накладных.

Появились решения для учета рабочего времени с помощью биометрических сканеров отпечатка пальца, ладони, лица. Еще больше популярности набрали решения для получения отзывов и предложений от клиентов. В тренде также готовые системы для автоматизации маркетинга— например,CX-платформа PremiumBonus, которая помогает повышать лояльность гостей к бренду и за счет этого увеличивать экономические показатели. PremiumBonus 一 лидер по автоматизации CRM-маркетинга. С помощью CRM-системы можно легко узнать о клиентах всё: пол, возраст, историю покупок и посещений, средний чек. Программу лояльности PremiumBonus можно использовать как конструктор для настройки акций и скидочных предложений.

«Проблема рынка в отсутствии грамотного консалтинга, который мог бы обеспечить корректное внедрение инструментов. С появлением новой школы консультантов 一 рынок изменится».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

По мнению управляющего партнера международной IT-компании OpenService, лучше использовать экосистему: когда внутри есть и партнеры, и бонусы. Но она подходит для сети ресторанов. В остальных случаях лучше использовать карту лояльности. Приложения ресторанам нужны в редких случаях.

«Вместо разработки собственного приложения лучше прислать клиенту уведомление в мессенджер или сделать карту, которую он добавит в Wallet. Чем короче коммуникация, тем лучше».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

Какие стратегии маркетинга стоит использовать заведениям?

Сейчас заведениям стоит использовать виральность — побуждать гостей приглашать друзей. По мнению Буравцова, хорошо работает подписка — например, когда платишь 300 рублей в неделю и получаешь безлимитный кофе. Также популярен формат кросс-маркетинга — например, когда коктейль-бар объединяет усилия по рекламе с косметологом или с салоном красоты.

«Пример кросс-маркетинга 一 когда в баре мужчинам в подарок за заказ дают сертификат на услуги косметолога. Акция отвечает интересам всех целевых групп: жены счастливы, бар в плюсе, а косметолог получает клиентов на первое посещение. Коллаборации зарекомендовали себя и быстрее дают кратный рост».

Александр Буравцов,
управляющий партнер международной IT-компании OpenService

По мнению Александра Буравцова, маркетолог для ресторанов — все еще незанятая ниша. Сейчас почти нет специалистов, которые прорабатывают концепции, сервисы, отзывы. Специалисты чаще ограничиваются одним инструментом рекламы и редко выстраивают комплексную стратегию.

Будущее инструстрии HORECA и общепита в РФ

Эксперты считают, что у ресторанной отрасли есть серьезная защита от падения спроса: люди по-прежнему хотят есть в общественных местах и сокращают расходы на питание в последнюю очередь.Скорее всего в ресторанах появится больше цифровизации: например, киоски самообслуживания. Александр Буравцов считает, что они принесут общепиту еще больше прибыли. Проникновение цифровых инструментов с каждым годом будет все заметнее, обеспечивая серьезное конкурентное преимущество тем, кто не боится новых технологий.

Интервью с ТОП-ми маркетологами HoReCa и Retail, CEO и владельцами бизнеса, экспертные разборы, статьи и кейсы

ПОДПИШИТЕСЬ 
НА БЛОГ 
PREMIUMBONUS 

Расскажите 
о ваших целях

и получите консультацию нашего эксперта для достижения максимальных результатов

Адрес:  Москва, ул. 2-я
Синичкина д. 9а

Адрес:  Москва, ул. 2-я
Синичкина д. 9а

Адрес:  Москва, ул. 2-я
Синичкина д. 9а

Общество с ограниченной ответственностью «Премиум Бонус»

ОГРН 1157746600550

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее