16 апреля 2019
Международная консалтинговая компания Bain & Company посчитала, что с улучшением клиентского обслуживания розничные компании увеличивают прибыль на 20–25%. Качественный сервис повышает лояльность клиентов: они начинают покупать больше и чаще, рекомендовать продавца друзьям и знакомым.
Клиенты и владельцы бизнеса по-разному представляют себе качественный сервис. Продавцы считают, что достаточно улыбаться клиентам и благодарить за покупку, а покупатели ждут от продавца чего-то большего: удобной оплаты, быстрого обслуживания, оперативного решения проблем.
Из серии наших статей о клиентском сервисе вы узнаете, как понять, чего хотят клиенты, сможете измерить их лояльность и построить клиентоориентированный бизнес.
Что такое индекс потребительской лояльности
В 2003 году известный американский бизнес-исследователь и стратег Фредерик Райхельд открыл метод измерения лояльности клиентов. Полученный результат он назвал индексом потребительской лояльности NPS (Net Promoter Score).
Основоположник метода в «Книге о настоящей прибыли и реальном росте» доказывает, что NPS ускоряет рост компаний. Сильнее всего такая связь заметна в высококонкурентном бизнесе. Например, в одном доме расположены три аптеки. Если цена на лекарства примерно одинаковая, покупатель выберет аптеку с лучшим сервисом: быстрым обслуживанием, возможностью заказать лекарство онлайн или консультацией врача.
Райхельд рекомендует анализировать лояльность клиентов с помощью вопроса: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете нашу компанию другу или коллеге?».
Автор метода предлагает оценивать ответ по шкале от 0 до 10, потому что такая система принята в американских школах и привычна для потребителя. Российские компании чаще используют пятибалльную шкалу.
Райхельд предлагает разделить клиентов, которые ответили на вопрос, на три группы.
Первая группа — это лояльные клиенты, или «промоутеры». Они порекомендуют продавца с вероятностью в 9 или 10 баллов, или 5 баллов по российской шкале.
Вторая группа — нейтральные или пассивные клиенты. Они довольны уровнем обслуживания, но не испытывают восторга. Эти клиенты переметнутся к конкуренту, если он предложит цену ниже или откроет офис ближе к дому. Пассивные клиенты выбирают для ответа 7 и 8, или 4 по российской шкале.
В третью группу входят критиканы или детракторы. Это недовольные клиенты, которые не удовлетворены взаимоотношениями с компанией, они чаще других обращаются в службу поддержки и пишут отрицательные отзывы. К детракторам относят клиентов, которые для ответа выбрали варианты 0–6, или 1–3 по российской шкале.
Выбрать способ анкетирования
Есть много способов анкетирования — от бумажных опросников до специальных автоматизированных сервисов.
Ольга Майборода
Директор по маркетингу компании Premium Bonus
Бумажные анкеты — это дополнительные затраты на печать
и обработку данных.
Ольга Майборода
Директор по маркетингу компании Premium Bonus
«Лучше сделать лендинг с расширенным вопросником, шкалой оценок качества обслуживания и отдельными полями для ввода подробного ответа при желании. Ссылку на опросник рассылаете через любой канал коммуникации: СМС, email, пуши в мобильном приложении.
Чтобы не тратить время на обработку данных, интегрируем лендинг с CRM. Так можно хранить всю информацию в удобном виде, измерять активность клиентов и поощрять их за ответы. В статистике смотрим конверсию — сколько сообщений получено, сколько человек перешли по ссылке. Можно проанализировать глубину просмотра опросника, ответы, настроить автоподсчет оценок, автоответ, сортировку позитивных/негативных откликов, выгрузку ответов в таблицы».
Провести анкетирование правильно
Достоверный индекс лояльности можно получить, если провести опрос правильно. Постарайтесь опросить всех клиентов, а не только лояльных или недовольных. Спрашивать лучше в первые дни после покупки, пока у клиента сохранились свежие впечатления о вашей компании.
Ольга Майборода
Директор по маркетингу компании Premium Bonus
«В CRM вы можете выбрать для опроса тех клиентов, которые что-то купили у вас совсем недавно. Подарок выбирайте, опираясь на поведение покупателя, его статус или предпочтения».
Посчитать результат
Вы собрали информацию, которую вам нужно проанализировать, посчитать свой NPS и сравнить его с показателями конкурентов.
Ольга Майборода
Директор по маркетингу компании Premium Bonus
«Обязательно реагируйте на ответы клиентов, хотя бы автоответом «Ваш ответ принят. Спасибо, что уделили нам время».
Как измерить лояльность клиентов
Как повысить качество обслуживания и завоевать лояльность клиентов, читайте в следующей части.
Ольга Майборода
Директор по маркетингу компании Premium Bonus
на новости из мира автоматизации маркетинга, новые статьи и дайджест