1. Главная
  2. Блог
  3. Как улучшить ресторанный сервис

Время чтения - 10 минут

Как улучшить ресторанный сервис

И влюбить гостей в свое заведение

Время чтения - 10 минут

Введение

У официантов не горят глаза, а гости в отзывах критикуют обслуживание — это признаки проблем с ресторанным сервисом. Чтобы поднять его уровень, должна работать вся команда заведения, включая руководителя.

На какие базовые правила обратить внимание, как установить эмоциональный контакт с гостями — расскажет Евгения Лерман. За 16 лет в ресторанном бизнесе она прошла путь от линейных должностей до совладелицы бизнеса, сейчас она партнер направления HR практик Академии Сервиса, преподаватель и куратор Novikov School.

Евгения Лерман,
партнер направления HR-практик Академии Сервиса, преподаватель и куратор Novikov School

Главные правила сервиса

Функциональный сервис — это технические моменты обслуживания, например, с какой стороны подать блюдо, как держать поднос и открывать вино.

Гости не оценят интересную концепцию, пока сотрудники допускают ошибки в функциональном сервисе. Если в ресторан пришла семья, и мужу первому вынесли блюдо, то оно остынет, пока голодная жена дождется заказ. В итоге они запомнят не уютную атмосферу, а неловкие разговоры — начать есть сейчас или подождать, когда горячее вынесут двоим.

Обучение персонала. Функциональный сервис состоит из правил, которые нужны для удобства персонала и гостей. Их можно закрепить только на практике, поэтому лучше всего стажеров обучит опытный официант или менеджер. Что важно уметь:

Уточнять стоп-лист. Пример: человек заказал три блюда, они оказались в стоп-листе, поэтому официант вернулся и попросил выбрать другие, но не предложил варианты. Сотруднику неловко от ошибки, а посетителю — утомительно изучать меню сначала

Выносить блюда и приборы аккуратно. Часто официанты гремят бокалами и тарелками, как призрак цепями, или задевают локтями гостей — это портит впечатление

Предупреждать запросы посетителей и сразу задавать уточняющие вопросы. Например, официант не предложил закуски и напитки, а гость вспомнил о них, только когда принесли горячее. И пока сотрудник сходил за хлебной тарелкой — суп остыл

Рассказывать про состав, чтобы узнать пожелания и аллергены. Гости могут довериться рекомендации официанта или не прочитать ингредиенты знакомого блюда в меню. Если человек просто не любит орехи — у него испортится впечатление, но если у кого-то аллергия — дело может дойти до больницы

Разливать напитки. Когда заказывают одну бутылку вина на весь стол, начинающий официант первым гостям нальет по половине бокала, а последним останется на дне бокала — это исправимо, но непрофессионально

«Если вы хотите улучшить сервис уже сегодня, научите менеджера делать тейбл-визит — это когда он подходит к гостю и говорит: «Добрый вечер, меня зовут Евгения, я менеджер этого ресторана. Расскажите, пожалуйста, как проходит ваш вечер? Как вам сервис, как вам наше блюдо?» Это поднимет значимость гостя, а вам даст большое количество обратной связи, с которой можно работать».

Евгения Лерман,
партнер направления HR-практик Академии Сервиса, преподаватель и куратор Novikov School

Эмоциональная связь с гостями

Эмоциональный сервис — это обслуживание, о котором вспоминают с улыбкой и пишут в отзывах. Таким сервисом можно компенсировать функциональные недоработки.

Например, гостю показался знакомым вкус заправки тартара и он спросил, что туда добавили. Если официант не помнит состав, лучше не уходить от ответа, а прямо сказать: «Извините, но я совсем забыла. Давайте, чтобы правильно ответить, я уточню на кухне и вернусь к вам» — такая честность располагает.

Обучение персонала. Чтобы сотрудники поддерживали уровень эмоционального сервиса, донесите до них концепцию ресторана: фирменные блюда заведения, как реагировать на нестандартные просьбы, что говорить и как обращаться к гостям. На что обратить внимание при обслуживании:

Презентация заведения:

  • Рассказывать о фирменных блюдах, не дожидаясь вопросов гостей. Когда человек спрашивает, что здесь самое вкусное, а официант говорит: «У нас все вкусно, смотрите меню» или засыпает уточняющими вопросами — это снижает компетентность сотрудника в глазах гостей. Лучше предложить то, что характеризует заведение.
  • Описывать блюда через процесс приготовления, а не прилагательными «вкусный», «ароматный». Когда официант говорит: «Мы заправляем салат из овощей свежемолотыми специями и оливковым маслом первого отжима» — это рисует яркую картину в воображении гостя. Чтобы развить этот навык, устраивайте сотрудникам дегустацию: обсуждайте с ними блюда из меню, просите рассказать о них.

Решение конфликтов:

  • Выходить из проблем самостоятельно. Если гость обнаружил волос в еде, а официант испугался и позвал менеджера — это выглядит непрофессионально. Расширьте полномочия сотрудников и объясните им, что можно самому забрать блюдо и предложить варианты решения ситуации.
  • Перестать извиняться и начать благодарить. Например, блюдо холодное и пересолено, скажите: «Спасибо большое, что обратили на это наше внимание. Вы бы хотели, чтобы его переделали, убрали из счета? Или давайте я угощу вас другим блюдом из этого раздела», а спустя время проверьте, все ли нравится гостям сейчас. Постоянные извинения, даже когда заведение не виновато, выглядят неискренне.

Эмоциональный контакт:

  • Не общаться громко с другими сотрудниками в зале. Когда официанты обсуждают рабочие моменты профессиональным сленгом — это портит впечатление. Пусть гости остаются гостями, а не «столами».
  • Проявлять гостеприимство. Например, ребенок забирал пиццу, и она тут же упала на пол — заказ оплачен, заведение не виновато. Нужно считать эмоции и сказать: «Не переживай, мы сами постоянно все роняем, сейчас я переделаю пиццу, а ты пока угощайся соком» — это проявление настоящего гостеприимства.
  • Демонстрировать особенности ресторана новым гостям. Пусть хостес спросит, впервые ли человек в заведении и проведет экскурсию, а официант обратит внимание на фирменные блюда, когда принесет меню — это создает доверительный контакт.
  • Сохранять теплые отношения с постоянными гостями: показывайте, что узнали человека, предлагайте ему первому попробовать новые блюда, сделайте особые условия на проведение банкета, добавьте в карту ресторана его любимое вино.

Запомнить, что предпочитает каждый гость — непростая задача, но CRM-система от PremiumBonus поможет ничего не забыть. Она собирает информацию о сумме и составе заказа из iiko или r_keeper и выделяет гостей, которые не вернулись: вы увидите, кто любит, например, мясо, и прямо из CRM отправите бесплатное сообщение с предложением кeшбэка на стейки. Еще в CRM-системе можно провести опрос о качестве обслуживания, атмосфере и вкусе блюд — прислушивайтесь к обратной связи от гостей, чтобы сделать сервис лучше.

«Нужно работать над опытом взаимодействия с заведением не только гостей, но и сотрудников. Приходит молодой и замечательный, но абсолютно неопытный официант, как ему помочь выучить меню?
Добавьте фотографии и описание этого блюда: не только ингредиенты через запятую, а то, что можно сказать гостям при обслуживании. Давайте учить не все меню сразу, а по пять-семь блюд каждую смену, начиная с самых популярных. Так к третьей-четвертой смене официант сможет обслужить гостей, ему будет проще войти в профессию. Он быстрее начнет получать деньги. Владелец — тоже».

Евгения Лерман,
партнер направления HR-практик Академии Сервиса, преподаватель и куратор Novikov School

Работа с командой для улучшения сервиса

Если менеджер не будет контролировать официантов, а управляющий не спросит у менеджера, что говорят другие сотрудники и гости, то за месяц качество обслуживания опустится до минимума. Как контролировать работу:

  • Проверять стажеров, которые учат меню. Дали запомнить пять позиций — на следующей смене вместе сядьте за чашкой утреннего кофе и попросите описать блюда.
  • Заполнять чек-листы сервиса. Это идеальная картина того, что сотрудники делают при обслуживании. Например: представиться, спросить, впервые ли гость в этом ресторане, порекомендовать фирменные блюда. Менеджеры проверяют по ним официантов в течение дня, а потом говорят, что было хорошо, а над чем стоит поработать.
  • Просить сотрудника оценить себя. Например, узнать: «Как думаешь, в чем твои сильные стороны как официанта? А чего не хватает?» — так человек задумается, какие навыки усовершенствовать. Возможно, укажет и на то, чего вы не заметили.
  • Давать много обратной связи. Обязательно хвалите сотрудников, акцентируйте внимание на успехах, когда они делают что-то правильно, и передавайте слова благодарности гостей. Тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.

«Если есть сомнения в том, что сотрудник знает меню, вы можете это аккуратно проверить. Для этого не нужно проводить частые и одинаковые аттестации: это выглядит как неуважение к своей команде. Скажите официанту: «Слушай, мы с тобой давно не общались, давай обсудим наше меню. Какое твое любимое блюдо? Расскажи мне про него, в чем, на твой взгляд, его особенности? Что часто берут, что редко?».

Евгения Лерман,
партнер направления HR-практик Академии Сервиса, преподаватель и куратор Novikov School

Закрепить эффект от качественного сервиса и создать прочную эмоциональную связь с вашим брендом поможет такой эффективный маркетинговый инструмент как геймификация. Как это работает: PremiumBonus добавляют в приложения ресторанов различные игровые механики (колесо Фортуны, квизы, пазлы и т. д.), благодаря участию в которых можно получить подарки, скидки и бонусы. Например, человек вращает барабан с призами и мгновенно получает подарок: блюдо или скидку на следующую покупку. Когда люди зайдут в заведение за призом, часть из них проникнется атмосферой и станет постоянными гостями.

Проработанный функциональный и эмоциональный сервис создает уникальный опыт гостя и привлекает целевую аудиторию. Пример такого подхода: в популярных грузинских ресторанах официанты поют, танцуют и говорят тосты, они называют каждую женщину — красавицей, а мужчину — джигитом. Такая концепция подходит не всем: кому-то хочется спокойно посидеть в тишине, но у входа выстраиваются живые очереди — люди готовы ждать часами, только чтобы попасть внутрь. Именно благодаря тому, как общаются сотрудники и как бренд выстраивает свою коммуникацию с клиентами, гости хотят возвращаться в заведение снова и снова.

Мероприятия, новости и полезные фишки — там, где удобно!
Жми кнопку и присоединяйся!

Будь в курсе первым — подпишись на наш Telegram!

Мероприятия, новости и полезные фишки — там, где удобно! Жми кнопку и присоединяйся!

Будь в курсе первым — подпишись на наш Telegram!

Мероприятия, новости и полезные фишки — там, где удобно!
Жми кнопку и присоединяйся!

Будь в курсе первым — подпишись на наш Telegram!

Расскажите 
о ваших целях

и получите консультацию нашего эксперта для достижения максимальных результатов

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек