1. Главная
  2. Блог
  3. Как привлекать и удерживать клиентов

Время чтения - 10 минут

Эффективные маркетинговые стратегии для ресторанов:

как привлекать
и удерживать клиентов

Время чтения - 10 минут

Введение

Успех ресторанного бизнеса - тонкое сочетание кулинарного искусства и грамотно выстроенных маркетинговых процессов. В статье рассмотрим ключевые особенности ресторанной сферы с точки зрения маркетинга и эффективные стратегии привлечения и удержания клиентов.

Динара Шумилова,
ITECH, маркетолог-стратег, эксперт
по продвижению ресторанов

Ульяна Кузнецова,
владелица кафе и кондитерской

Особенности ресторанной сферы с точки зрения маркетинга

Конкуренция

Ключевая особенность ресторанной сферы — сверхвысокая конкуренция. Десятки похожих друг на друга ресторанов есть в каждом городе, а в Москве этот фактор усиливается в разы. Усилия маркетинга должны быть направлены на привлечение и удержание клиентов через предложение уникальных преимуществ и отстройку от конкурентов.

Требовательные гости

Следствие высокой конкуренции — требовательные гости. Рестораны регулярно предлагают новые услуги и блюда, а клиенты постепенно привыкают к такому подходу и начинают воспринимать новинки как норму. Поэтому важно постоянно мониторить рынок и тестировать новые гипотезы относительно продукта, преимуществ и посылов, чтобы не оказаться одним из сотен безликих заведений.

«Из-за высокой конкуренции и требовательности клиентов, вкусно готовить недостаточно. Важно постоянно мониторить конкурентов и предлагать круче, интереснее. Теперь недостаточно сделать скидку на 10% выше, нужно подойти к вопросу более креативно: проработать идею, опираясь на истинные желания и потребности клиентов. Важно выделить психологические осознанные и неосознанные мотивы клиентов — в этом и состоит задача маркетинга»

Динара Шумилова,
ITECH, маркетолог-стратег, эксперт
по продвижению ресторанов

Репутация и отзывы

Отзывы играют важную роль почти в любом бизнесе, но в ресторанной сфере чувствительность к отзывам более очевидная. Принятие решения на базе отзывов — гораздо более ранняя привычка пользователей именно в ресторанной сфере. Отзывы сопровождают весь клиентский путь: от первого посещения до повторного заказа, поэтому важно отслеживать их на каждом этапе воронки.

Атмосфера заведения

Атмосфера заведения, оформление интерьера, меню и блюд играют важнейшую роль в ресторанном маркетинге. Еда должна быть вкусной, но сейчас этого недостаточно — и тут мы снова возвращаемся к высокой конкуренции и требовательным гостям. В 2023 году рестораны — это не только удовлетворение базовых потребностей в еде, комфорте и общении, но и в эстетике.

«Тенденция, которую сейчас наблюдаю в ресторанах — это в первую очередь эмоциональная составляющая, поэтому при позиционировании мы идем от эмоциональной сопричастности с клиентом. Еда — это эмоции. И даже если мы говорим про обед в столовой в рабочее время, мы опираемся на эмоциональную сторону гостя. Любой прием пищи — это не просто удовлетворение голода, это возможность переключиться, отвлечься, эмоционально подпитаться. Красиво, эстетично, отдыхательно, весело, элегантно, всё что угодно, цепляющее на эмоциональном уровне»

Ульяна Кузнецова,
владелица кафе и кондитерской, в ресторанном бизнесе с 2011 года

Сезонность

Зимой предпочтительнее горячая еда, теплые чаи, пледы, приятная атмосфера. Летом популярность получают прохладительные напитки и легкая еда. Каждый сезон рестораны занимаются обновлением: от продукта — меню и напитки, до атмосферы — открытые веранды, кондиционеры.

Расположение

Расположение заведения важно не только для ресторанной сферы, но именно здесь играет важнейшую роль: рестораны часто ориентированы на конкретную локацию и аудиторию. Важно учитывать особенности местной культуры, предпочтения клиентов, конкурентную обстановку в районе, проходящий трафик.

«Если мы говорим о центре города, о высокой кухне, об элегантности, развитии вкуса, то это мы идем от бренда самого ресторана. Если мы говорим о районной истории, мы больше опираемся на удобство расположения, репутацию и только частично на бренд. Если мы говорим о тех, у кого нет денег на бренд, но хочется открыть свое место, то здесь мы делаем ставку на отзывы и репутацию»

Ульяна Кузнецова,
владелица кафе и кондитерской, в ресторанном бизнесе с 2011 года

Привлечение клиентов: наиболее эффективные инструменты

При планировании продвижения ресторана или сети важно ориентироваться на особенности сферы, но особое внимание уделять потребностям, мотивам и болям целевой аудитории. Важно попасть в сложившийся паттерн потребительского поведения, так будет проще довести клиента до дверей ресторана, чем формировать новые клиентские пути.

К 2023 году у аудитории сформировался паттерн изучения информации в онлайне. Большое влияние на формирование такого поведения оказали и функциональные возможности — онлайн-бронирование, доставка еды, онлайн-коммуникация с ресторанами. Если ресторан не представлен в сети, это значительно снижает его шансы получить нового клиента, так как привычный путь пользователя будет нарушен.

Конкретные инструменты продвижения подбираются в зависимости от задач. Любые каналы могут быть полезными, важно четко понимать цель и метрики, которыми измерять эту полезность. Базовые инструменты, которые, как правило, дают самую высокую долю трафика и дохода, базируются на особенностях сферы и сформировавшихся у аудитории потребительских привычках:

Партнерство с агрегаторами доставки. Поскольку агрегаторы занимают топ выдачи по коммерческим запросам, партнерство с ними обеспечит дополнительный, если не основной канал доставки

SEO-продвижение по брендовым (название ресторана) и коммерческим («заказать еду») ключевым словам. Здесь важно учитывать конкуренцию по каждому запросу, также в выдачу попадают агрегаторы, которые не обогнать — важно учитывать это, формируя приоритет групп запросов для продвижения. Потенциально эффективно и продвижение по информационным тематическим запросам («как правильно есть хинкали»), но это работа больше вдолгую, на менее теплую аудиторию

Хорошие отзывы, рейтинг и репутация бренда на Яндекс-картах: именно карты являются основной точкой входа для новых клиентов

Спецпредложения и акции — также попадают в сформировавшийся у аудитории паттерн и снова возвращают нас к требовательности клиентов

Классическое рекламное продвижение: контекстная и таргетированная реклама, медиа, посевы, коллаборации с блогерами. Выбор конкретного канала зависит от цели продвижения — для формирования репутации стоит сделать акцент на influence-маркетинге, работе с блогерами, если цель привлечь в заведение жителей соседних домов, сработает таргет по гео

«Разрозненно все перечисленные инструменты продвижения не работают, а объединяет их именно идея, которая подчеркнет историю бренда, позиционирование компании, продукт и его уникальные качества. У компании может быть множество стоящих преимуществ, но если подача никакая, то и работать эти преимущества на бизнес не будут. То есть помимо «что», не менее важно еще и «как».

Если инфоповод не просто интересен, но еще и грамотно раскрывает элементы представленности компании в digital (бренд, позиционирование, сайт, соцсети), то будет закрыта не только тактическая цель (получить прирост кол-ва гостей/заказов доставки), но и стратегическая (рост лояльности, правильное позиционирование и т.д.). Мало просто иметь вкусный продукт, важно завернуть в фантик красивее и интереснее, чем у конкурентов».

Динара Шумилова,
ITECH, маркетолог-стратег, эксперт
по продвижению ресторанов

Плюсы публичности шеф-повара

Специфичный именно для ресторанной сферы фактор — личность шеф-повара. Если шеф харизматичен, он становится эффективным рабочим инструментом привлечения аудитории. Аудитория воспринимает шефа как супергероя: кто-то очень любит готовить, кто-то меньше, но сам факт того, что человек целый день готовит и получает от этого кайф, вызывает восхищение.

И здесь мы снова возвращаемся к эмоциональной составляющей: шеф — это тот, кто дарит удовольствие. Если шеф-повар становится публичным, общается с аудиторией, возникает эмоциональная привязанность, и это формирует у гостей желание прийти и попробовать именно его еду, Личность шеф-повара будет работать не только на фудаголиков, но даже на ту аудиторию, которая знает только одного-двух человек из телевизора. Личность формирует не только меню, но и атмосферу, характер заведения, а это, как мы уже выяснили, — одна из ключевых особенностей сферы.

Удержание клиентов

«Удержание в ресторанной сфере также нетипичное: из-за высокой конкуренции задача становится очень сложной. Несмотря на то, что гостю может понравиться ресторан, из-за обилия предложений его повторное посещение может отсрочиться на неопределенный срок. А из-за сильного информационного шума пуш-уведомление о посещении ресторана может либо восприниматься враждебно, либо игнорироваться»

Динара Шумилова,
ITECH, маркетолог-стратег, эксперт
по продвижению ресторанов

Выйти из этой ситуации и акцентировать внимание именно на своем заведении можно через использование персонализации: формулировать предложения исключительно под данного клиента, не только с точки зрения обращения по имени, но и с позиции бонусов, которые вытекают из его истинных мотивов.

Эффективные инструменты удержания

Персонализированная программа лояльности и CRM-система, которая позволяет отслеживать предпочтения и историю заказов клиентов, чтобы предоставлять персональные предложения и услуги. В этом вопросе особенно важен выбор подрядчика, так как не все готовые решения будут иметь необходимый эффект.

Лидирующие позиции в сфере автоматизации маркетинга на рынке HoReCa занимает компания PremiumBonus: с ними сотрудничают ведущие бренды сегмента: «Му-Му», «Шоколадница», One Price Coffee, «Хлеб насущный» и другие. CX-платформа PremiumBonus позволяет повышать лояльность гостей и покупателей к бренду и увеличивать экономические показатели. Сервис объединяет все инструменты управления клиентским опытом: анализ поведения аудитории, их предпочтения, автоматические сценарии взаимодействия с каждым сегментом аудитории. Такой набор возможностей позволяет детально персонализировать взаимодействие бизнеса с клиентами. PremiumBonus предлагает весь спектр инструментов в сфере автоматизации маркетинга: анализ данных, мобильное приложение, еmail-маркетинг, онлайн-исследования целевой аудитории и другие.

«Не так важны скидки и бонусы, как переход в личное поле взаимодействия с рестораном: подборка любимых блюд, комплименты, особые рекомендации относительно того, что клиент любит. И чем персонализированнее будет подборка, тем сильнее будет желание вернуться в этот ресторан»

Ульяна Кузнецова,
владелица кафе и кондитерской, в ресторанном бизнесе с 2011 года

Анализ данных клиентов, их предпочтений и поведения позволит лучше понимать их потребности и формировать более релевантные предложения. PremiumBonus собирает и предоставляет глубокую аналитику данных о гостях и автоматически сегментирует аудиторию

Мобильное приложение — оно позволит клиентам не только заказывать еду, но и получать информацию о специальных предложениях, акциях и персональных рекомендациях

Активное присутствие в социальных сетях, где ресторан может взаимодействовать с клиентами, отвечать на отзывы и комментарии, а также делиться новостями и специальными предложениями

Email-маркетинг — рассылка электронных писем с информацией о новых блюдах, специальных предложениях и скидках для постоянных клиентов. Контент важно формировать на базе анализа целевой аудитории, ее интересов и потребностей — инструменты PremiumBonus позволяют делать это в автоматическом режиме

Активный сбор обратной связи от гостей, проведение опросов и интервью даст возможность узнать их мнение о качестве продукции и сервиса, предлагать улучшения и эмоционально вовлекаться в работу ресторана

Качество продукции и сервиса. Несмотря на важность дополнительных услуг и упаковки ресторана, ядро услуги — продукт, то есть еда и сервис. Важно держать уровень и удовлетворять гостей вкусной едой и качественным обслуживанием

Вывод

Не существует универсальных или типичных именно для ресторанной сферы стратегий — все они выстраиваются, исходя из конкретных задач и целей. В зависимости от цели и формируется подход, определяются метрики эффективности и инструменты продвижения. Ключевое, о чем нужно помнить: даже самая продуманная стратегия и самые эффективные инструменты не заменят главного — удовольствия от вкусной еды.

Интервью с ТОП-ми маркетологами HoReCa и Retail, CEO и владельцами бизнеса, экспертные разборы, статьи и кейсы

ПОДПИШИТЕСЬ 
НА БЛОГ 
PREMIUMBONUS 

Расскажите 
о ваших целях

и получите консультацию нашего эксперта для достижения максимальных результатов

Адрес:  Москва, ул. 2-я
Синичкина д. 9а

Адрес:  Москва, ул. 2-я
Синичкина д. 9а

Адрес:  Москва, ул. 2-я
Синичкина д. 9а

Общество с ограниченной ответственностью «Премиум Бонус»

ОГРН 1157746600550

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее