1. Главная
  2. Блог
  3. Преимущества чат-ботов

Время чтения - 10 минут

Потенциал использования чат-ботов в ресторанном бизнесе

Оптимизация процессов и повышение лояльности гостей

Время чтения - 10 минут

Введение

Для успешного развития ресторана или кафе одним из инструментов коммуникации могут выступать чат-боты. В статье расскажем, как они оптимизируют работу заведения, повышают лояльность клиентов и сокращают нагрузку на персонал.

Виктория Матвеева,
директор по маркетингу гастрономического ресторана «Москва», steak&fish house EL CHICO, ресторана японской кухни Hibiki

Виктория Порываева,
Team Lead команды Digital BlinBerry Group

Что такое чат-бот и зачем он нужен

Чат-боты — это автоматизированные программы, которые ведут с пользователем диалог в режиме чата и дают возможность моментально получать ответы. В ресторанной сфере они помогают налаживать взаимодействие с посетителями. Для этого боту прописывают сценарии общения, дают актуальную информацию о меню и подключают к системе бронирования столиков.

«Очевидно, что чат-боты облегчают работу менеджеров и позволяют организации сократить расходы на штатное расписание. Поскольку работают чат-боты через популярные мессенджеры, сообщения открывают около 80–90% посетителей. Это удобно, быстро и доступно каждому. Абонент практически всегда на связи».

Виктория Матвеева,
директор по маркетингу гастрономического ресторана «Москва», steak&fish house EL CHICO, ресторана японской кухни Hibiki

Как чат-боты помогают ресторанам:

Предоставляют информацию о заведении в любое время, в том числе в нерабочее

Быстро отвечают на самые популярные вопросы

Помогают сэкономить время и ресурсы персонала, так как вместо ответов на телефонные звонки сотрудники могут сосредоточиться на обслуживании гостей

Собирают информацию о клиентах и их предпочтениях, чтобы улучшить сервис и меню заведения

Дают возможность геймифицировать процесс заказа, тем самым повысив вовлеченность гостей и увеличив прибыль от клиента (LTV)

Предлагают персональные акции и скидки, собирают отзывы и оперативно отправляют их руководству

Сценарий общения чат-бота с клиентами зависит от задач компании

Функционал чат-ботов и их польза для бизнеса

Чат-боты для ресторанов и кафе выступают как канал общения с клиентами в режиме реального времени, снижают нагрузку на персонал и повышают лояльность к заведению.

Рассказать о заведении. Чат-бот сообщает клиенту информацию о заведении: локацию, время работы и контактные данные, маршруты и детали, как добраться до заведения или парковки. Это позволяет сэкономить время и упростить поиск нужной информации.

Если информации слишком много, кнопки меню переводят на нужную страницу сайта

Проинформировать о системе лояльности. В меню некоторых ботов доступен личный кабинет посетителя со скидочными картами и доступными бонусами. Клиент заранее знает, какие скидки ему доступны, копит и тратит бонусы для оплаты блюд. 

Ознакомить с меню заведения. Бот показывает клиенту список блюд, их состав и цены. Это помогает посетителю заранее сделать выбор и определиться с заказом. Если добавить в чат-бота нужные сценарии, он может даже рекомендовать напитки или закуски к основному блюду.

«Я использовала чат-бот одного бара, где коктейли подаются не из меню, а собираются по вкусовым предпочтениям. Бот задает вопросы и, основываясь на ответах гостя, предлагает коктейль. Название сразу озвучиваешь официанту. Поход в любимый бар напоминал игру в лего, что добавляло приятных эмоций».

Отзывом о работе чат-бота делится посетительница бара Диана:

Оформить заказ или пригласить официанта. В чат-боте клиент выбирает блюда из меню и оформляет заказ. В разных чат-ботах могут быть разные функции: некоторые рестораны позволяют забрать заказ самовывозом или оформить доставку на дом, в других можно по клику получить еду сразу за столик в заведении. 

Заказ через бота экономит как время клиента, так и время персонала заведения. Например, в чат-боте посетитель видит меню из блюд с фотографиями и ценами, добавляет условный салат и бургер в корзину, оформляет заказ, приходит в ресторан и забирает готовую еду. 

«Хотела сделать заказ на сайте, но он работал со сложностями, не все страницы грузились. Уже планировала отказаться от доставки, но увидела, что есть чат-бот. Оформила в нем заказ буквально за пару минут, всё понятно. Конечно, изучать меню и составы блюд удобнее на сайте, потому что там больше картинок, а в боте их нет. Но, когда с сайтом проблемы, бот очень удобен: не приходится звонить в ресторан и общаться с людьми».

По отзыву Наталии, которая оформляла доставку из ресторана, ботом иногда пользоваться удобнее, чем сайтом:

Чат-бот можно настроить так, чтобы клиент сразу мог выбрать блюда по разделам без перехода на сайт

Чтобы посетителям было удобнее выбирать блюда, в чат-бот можно добавить их фотографии и стоимость 

Бот может делиться дополнительной информацией, которая важна для клиентов, например пищевой ценностью или составом

Забронировать столик. Гостям не нужно тратить время на звонки и разговоры с администратором — они самостоятельно выбирают свободную дату и время, указывают дополнительные предпочтения, например количество персон и пожелания по столику. Чат-бот не путает и не забывает детали — так гостю спокойнее. Он может быть уверен, что не останется без брони и его не посадят за столик у стены, если он просил у окна.

«Пользуюсь чат-ботом несколько раз в год. Это проще, чем звонить, потому что ресторан популярный и столики бронируются строго на определенное время. Я пишу, сколько человек в нашей компании, и нам подбирают подходящий столик. А еще могу указать, где мы хотим сидеть: выбираю место возле окна, и нас размещают именно там».

Отзыв Марии, которая ходит в рестораны с большой компанией друзей:

Преимущества внедрения чат-ботов в ресторанах

Чат-боты помогают сделать поход в ресторан более удобным. При интеграции с базой данных бот оперативно передает информацию персоналу и получает отзывы гостей.

Оптимизация бизнес-процессов внутри компании

Чат-бот автоматизирует процесс приема заказов и обработки запросов клиентов. Он получает информацию от гостей и передает ее официантам, поварам и барменам. Это  ускоряет обслуживание: посетителю не нужно ждать звонка от администратора с подтверждением брони или официанта, чтобы уточнить меню.
Клиент может сделать заказ дома, указать время и получить свои блюда без ожидания в ресторане или с доставкой курьером. Выбрать и оформить еду через чат-бота можно сразу на месте без общения с официантом. Это особенно актуально в условиях высокой загруженности, например в выходные дни или во время праздников.
С чат-ботом станет меньше ошибок при передаче заказа от клиента повару или бармену. Бот не потеряет информацию о том, что у гостя аллергия и он хочет убрать какой-то ингредиент.

«Сотрудники тратят меньше времени на ответ гостям по рутинным вопросам, бот помогает следить за сообщениями от гостей. Мы смотрим, какие цепочки и шаги наиболее востребованы, а от каких стоит отказаться, чтобы бот был полезен для гостя».

Виктория Порываева,
Team Lead команды Digital BlinBerry Group

Оптимизация работы с клиентами

Чат-боты могут проводить опросы и получать обратную связь от клиентов: спросить об обслуживании, предложить оставить комментарии или предложения. Это даст компании важную информацию для повышения качества работы.
Чат-бот можно настроить так, что он подарит скидку или начислит бонусы клиенту, если тот оставит хороший отзыв и высокую оценку. Сообщение о негативном отзыве бот перенаправит администратору. Чем быстрее руководство свяжется с гостем, тем меньше вероятность, что он решит поделиться своим мнением на других площадках, например в 2ГИС или на Яндекс Картах.

«Чат-бот позволяет нам быть всегда в контакте с нашими гостями, оперативно получать обратную связь и становиться лучше! Часто гостю неудобно высказать свое мнение устно, а через переписку рассказать о впечатлениях гораздо проще».

Виктория Матвеева,
директор по маркетингу гастрономического ресторана «Москва», steak&fish house EL CHICO, ресторана японской кухни Hibiki

Через чат-бота подписчики могут получать уведомления о специальных акциях, скидках и предложениях.

В чат-бот можно добавить заботу о клиенте. Например, в ресторане «Донерс» добавили кнопку с паролем от Wi-Fi

Важные нюансы при запуске чат-бота для ресторана 

Запустить и настроить бота может быть сложно. Для того чтобы создать его, не нужно специальное образование, но важно разбираться в тонкостях оплаты и уметь подключать такие программы, знать запросы, с которыми клиенты могут обратиться к виртуальному собеседнику. Иногда у бизнеса нет внутренних ресурсов и навыков, чтобы создать чат-бота самостоятельно, — в таком случае можно обратиться к экспертам

Если ресторан уже использует определенную систему управления заказами или платежами, могут возникнуть сложности с интеграцией чат-бота с этой системой. Необходимо убедиться, что бот совместим с текущей инфраструктурой ресторана

Чат-бот может быть эффективным и экономически выгодным решением, но некоторые посетители предпочитают живое общение с официантом, администратором или барменом

В работе бота могут возникнуть непредвиденные ситуации. Например, иногда у него нет нужных сценариев — обычно это случается, если клиент пишет запрос текстом. Случаются и технические проблемы, например отключается интеграция бота с CRM-системой или онлайн-кассой. Чтобы решить сложности, придется оперативно подключать специалистов к работе, а это дополнительные ресурсы и деньги ресторана

«Я пользовалась ботом-конструктором, который однажды не сработал. Наверное, выросла нагрузка на него, и он перестал справляться. Теперь конструктор напитков запускается в одном случае из пяти. Зато стали приходить новости бара о скидках и праздниках. Так что сейчас этот бот для меня больше новостной канал, чем способ заказать напиток».

По отзыву Дианы, которая периодически использовала чат-бота бара, со временем одна функция виртуального помощника заменила другую:

Настройка ботов и подготовка для запуска 

В качестве площадки для создания чат-бота чаще выбирают Telegram, прирост аудитории которого за последние два года составил 90%. В России им пользуются около 100 миллионов человек, а 41% россиян заходят в Telegram ежедневно.

Для настройки и запуска бота нужно выполнить следующие шаги:

Интегрировать бота с системой управления заказами и CRM-системой ресторана, чтобы автоматически передавать обновления, а также отслеживать выполнение заказов

Определить, какие задачи бизнеса будет решать виртуальный помощник,  прописать сценарии общения с клиентами

Создать бота в Telegram BotFather и связать его с нужной вам платформой. Это делается с помощью токена, который вы получаете при создании бота

Прописать реферальную программу с бонусами и подарками для клиентов ресторана. Например, посетитель делает заказ блюд по меню через чат-бота и получает за это промокод со скидкой на напиток в следующем заказе

Продумать, как информировать клиентов о чат-боте. Это можно сделать с помощью анонса в социальных сетях или рассылках, распечатать буклеты для заведения, прикрепить QR-коды на столики или попросить официантов рассказывать о боте гостям

Перед запуском чат-бота проверить все сценарии, логику построения и удостовериться, что он работает корректно, провести тестирование

«Для запуска чат-бота нам потребовалось около месяца: мы проанализировали прошлый чат-бот, посмотрели, какие шаги были востребованы, пересобрали коммуникации, потратили на тесты около недели и запустили полноценную цепочку».

Виктория Порываева,
Team Lead команды Digital BlinBerry Group

Запускать чат-боты для автоматизации бизнеса можно через разные платформы, например с помощью PremiumBonus. В телеграм-боте на CX-платформе PremiumBonus есть регистрация и авторизация клиента, использование личного кабинета, анализ данных и отзывов и многое другое. Также можно внедрять в чат-боты инструменты геймификации, например викторины и лотереи.

PremiumBonus предлагает более 60 параметров для сегментации клиентской базы. Можно сделать выборку по одной или нескольким характеристикам и перед праздником настроить рассылки для определенной аудитории. На внедрение чат-бота не понадобится много времени: настройка и запуск механик занимают от одного до трех дней.

Мероприятия, новости и полезные фишки — там, где удобно!
Жми кнопку и присоединяйся!

Будь в курсе первым — подпишись на наш Telegram!

Мероприятия, новости и полезные фишки — там, где удобно! Жми кнопку и присоединяйся!

Будь в курсе первым — подпишись на наш Telegram!

Мероприятия, новости и полезные фишки — там, где удобно!
Жми кнопку и присоединяйся!

Будь в курсе первым — подпишись на наш Telegram!

Расскажите 
о ваших целях

и получите консультацию нашего эксперта для достижения максимальных результатов

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек